Часть 1: В чем отличие финского подхода к бизнесу от российского?

Пост обновлен 26 апр. 2019 г.

Поскольку мы как бизнес-консультанты активно работаем с финскими, российскими компаниями и совместными российско-финскими предприятиями, то меня часто спрашивают, в чем отличие финского подхода к бизнесу от нашего российского?

Расскажем вам историю, ставшую почти что притчей…



Итак, однажды на берегу Балтийского моря где-то под Хельсинки к одной компании финских друзей пришла идея запустить свой бизнес в сфере строительства – делать деревянные дома, сауны и прочую недвижимость. Видимо, эта идея активно парила в тот день над всей Балтикой, потому что она посетила примерно в то же время компанию петербуржцев, которые отдыхали культурно на брегах Балтийского моря где-то под Питером. Чтобы не терять время, и финны, и россияне решили приступить к осуществлению своей задумки прямо с понедельника, каждый в своей стране.

И тут начинается самое интересное. Уже через 4 месяца наши дорогие сограждане уже имели работающий офис в Петербурге, нанятый персонал и симпатичный сайт. Реклама размещалась, менеджеры по продажам продавали, строители строили, руководители руководили…

А что же наши финские друзья? Эти же 4 месяца они потратили на разработку концепции, анализировали рынок, изучали потенциальных клиентов, прописывали бизнес-планы и подробную структуру работы, потому что сразу, как это принято в Финляндии, планировали, что все будет у них работать с помощью IT-технологий, никак иначе. И к тому времени, когда в Питере прекрасная секретарь Мария наливала чай Игорю Петровичу, который подписывал уже очередной контракт на строительство дачного поселка в Карелии, в Хельсинки был готов только большой пакет документов по всем бизнес-процессам и для автоматизации будущей компании. Бизнес свой строительный финны запустили еще только через 3 месяца, когда у них уже и ERP, и CRM было готово к работе. Негоже, по мнению финских товарищей, клиентов без CRM встречать.


К счастью, у наших питерских коллег дела быстро пошли в гору – клиентская база прирастала, строителей набирали все больше, и количество построенных объектов росло. И вот тут спустя полтора года после старта бизнеса, когда, казалось бы, считай деньги да радуйся, загрустили наши отечественные бизнесмены. То не те строительные материалы на объект доставят, что заказчик хотел, то вообще менеджер объекты перепутает и не туда строителей пошлет, ну, а они его, разумеется, в ответ – конфликты в коллективе разгораются, подковерные интриги да расследования, кто во всем виноват, не утихают, сроки заказов срываются. Клиенты все более недовольны и пишут злобные отзывы в соцсетях, портят репутацию наших питерских бизнесменов. А что наши друзья могут поделать, если клиентов много, объектов много, строительных материалов вообще огромное количество разных видов – как тут за всем уследить? Тут выбирать надо – или за финансовым учетом следи, или за сотрудниками глаз да глаз, или об удовлетворенности клиентов думай. Не разорваться же, в самом деле.

И тут в Петербурге случилась конференция для строителей, на которой познакомились наши российские бизнесмены-строители с их финскими коллегами, у которых к этому времени все было в ажуре – и довольные клиенты, и порядок в документах да в финансовой отчетности, и репутация хваленая финских качественных строителей.

- Как вы это делаете? – спросили у них питерцы. - А разве ваша система управленческого учета не помогает вам справляться со всеми этими задачами? – вопросом на вопрос ответили финны. - Система какого учета? Да все мы учитываем – у нас миллион таблиц всяких в Экселе: и по клиентам, и по сотрудникам, и по планам, и по продажам… У нас еще и бухгалтерская программа серьезная есть – не на коленке, чай, наша бухгалтерия работает, 21 век все-таки на дворе. Так что все у нас нормально с управленческим учетом…

Пришли в культурный шок в культурном Петербурге финские коллеги от такого ответа, но рассказали-объяснили, поделились опытом, что система управленческого учета – это совсем не таблички в Экселе, а эффективная система управления предприятием с четкими бизнес-процессами. При такой системе и жить как-то лучше, проще, хоть может и не так весело, как в России.

Группа компаний "Формула"

©2020 Formula Group

Оставить заявку
8-800-250-40-46 
8-953-904-40-40 
8-902-284-08-04 
8-902-284-02-94 
8-816-644-59-29